Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Структура профстандарта для педагогов
За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.
Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.
Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?
Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.
Профстандарты будут применяться в качестве:
-
Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
-
Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
-
Инструмента роста качества российского образования.
-
Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
-
Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.
Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.
В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.
В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:
-
Общепользовательская.
-
Общепедагогическая.
-
Предметно-педагогическая.
Новые компетенции педагога:
-
Работа с одаренными учащимися.
-
Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
-
Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
-
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
-
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Цель применения
-
Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
-
Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
-
Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
-
Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:
-
Общие сведения.
-
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
-
Характеристика обобщенных трудовых функций.
-
Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
Содержание профстандарта педагога отражает:
-
обучение;
-
воспитательную работу;
-
развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
-
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
-
профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
-
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;
-
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
-
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.